Всего просмотров: 533

ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВАНДАЛИЗМА

5/5
esteticheskoe-vispitanie-6

Вандализм – одна из форм разрушительного поведения человека, приводящая к гибели культурных и иных ценностей. Этот термин произошел от названия древнегерманского племени вандалов. В 455 году они овладели Римом и уничтожили в нем множество памятников античного и христианского искусства, поэтому вандалами называют невежд, варваров, разрушителей ценностей.

Проявления вандализма приносят громадный финансовый ущерб, и приводят к негативным социальным последствиям. Так, по некоторым оценкам 30% затрат на ремонт в жилищно-коммунальной сфере приходится на ликвидацию последствий вандализма. Повреждения и хищения на железных дорогах  и на других видах транспорта ежегодно возрастают и приносят большой материальный урон.

Циничные надписи на стенах домов, памятниках, загрязнение стен транспортных салонов – «граффити», замусоривание парков и скверов, разорение и вытаптывание клумб и цветников, битье стекол на остановках и в самом транспорте, портят лицо  города, всего того, что сопровождало нас с детства, и было дорого, как понятие своего дома и Отечества. Разрушения свидетельствует о социальном неблагополучии, враждебном протесте и надругательстве над общественными устоями.

В общественном сознании стереотип подростка-вандала предстает примитивным существом, недоразвитым в умственном и психическом отношении. Как правило, эти характеристики ассоциируются с низким социальным статусом семьи. На самом деле многочисленные исследования подростков и разрушительного поведения в школьной среде показали, что вандалы обладают таким же интеллектом, как и их сверстники, однако успевают в школе значительно хуже, склонны к прогулам, праздному времяпровождению, бесцельным гуляниям по улицам, в позднее время и в компании своих сверстников.

Таким образом, низкая успеваемость, частые прогулы школьных занятий являются одним из важнейших факторов подросткового вандализма. И наоборот, успехи в школе, заинтересованность в кружковых занятиях, увлечение спортом, намного снижают вероятность вандализма у подростков, имеющих другие неблагоприятные факторы. Поэтому борьба с прогулами, ликвидацией пробелов в знаниях является существенным фактором в профилактике подросткового вандализма.

Следующий значительный фактор, влияющий на детское агрессивное, разрушительное поведение – это конфликт с родителями или школьными учителями, а также наличие друзей, которые часто ломают или разрушают что-нибудь. Криминологические исследования показывают, что в основе разрушительного поведения лежит потребность подростков в самоутверждении. Эта потребность присуща любой личности, однако такую уродливую форму она приобретает, когда подросток не может должным образом утвердиться в семье, школе, среди одноклассников. Поэтому он старается проявить свое «Я» в неофициальных группах сверстников, носящих вначале досуговый, а затем и криминальный характер.

Мотивация разрушительного поведения состоит в вымещении затаенных обид на случайных объектах, замещенной разрядке (снятии) нервно-психического напряжения и ложного утверждения своего «Я». Зачастую эта мотивация носит детский характер – желание выделиться, показать силу, продемонстрировать вызов обществу, самоутвердиться в глазах сверстников. Статусная мотивация, стремление завоевать и упрочить свой личный авторитет среди товарищей, особенно старших по возрасту, может толкнуть на совершение акта вандализма даже благополучного подростка.

Немаловажную роль в развитии детского вандализма играет отсутствие у родителей должного контроля над детьми, безразличного отношения к их времяпровождению, к учебе, к тому, где и как они проводят вечера, к их нуждам и проблемам. Эти факторы заставляют подростков искать понимания у таких же «детей улиц», сплачивает их в группы, которые отстаивают свой менталитет проявлением разрушительных действий.

Гиперопека (завышенное внимание и контроль) родителей, повышенная строгость, лишение самостоятельности, суровые наказания за незначительную провинность или непреднамеренную порчу, поломку чего-либо, также способствуют срывам в поведении, вызывают внутренний протест у ребенка, чувство несправедливости, обиду и в дальнейшем являются причиной актов вандализма и агрессии.

Для раннего предупреждения детского вандализма и других агрессивных проявлений, очень важно, чтобы ребенок научился признавать свои ошибки, а не чувствовать обиду и унижение за несправедливое наказание. Не наказания, но санкция (по определению Руссо) является основным понятием для формирования навыка признавать свои ошибки. Отличие санкции (в воспитательном, педагогическом смысле) от наказания имеет три составляющих.

Первое отличие санкции от наказания – ее логическое соответствие событию.

Например, учащийся раскачивается на стуле и первая реакция учителя, запретить это, т. к. стулу грозит поломка. Однако разумнее избежать запрещения, а сказать: «Пожалуйста, постой немного, стул тогда не сломается так быстро».

Если ребенок нагрубил учительнице или родителям, следует ему спокойно объяснить его неправоту, постараться сделать так, чтобы он признал свою ошибку, а не наказывать запрещением прогулок или экскурсий.

Если ребенок разлил тарелку с супом или случайно разбил чашку, не следует награждать его обидными эпитетами: слон в посудной лавке, растяпа, неряха и прочее, не следует наказывать за это, надо лишь постараться, чтобы он помог все убрать и был внимательнее за столом. Наказание может быть только одно: разлитые суп, молоко, чай, должны быть вытерты, а осколки посуды убраны.

Если ребенок насорил под партой, он должен всего лишь убрать за собой, не следует его выставлять в коридор, или заставлять убирать весь класс, т. к. это приведет к обратным результатам: он в следующий раз тайком намусорит во всем классе.

В этом скрывается и второе отличие – соразмерность санкции поступку, в то время как наказание обычно превышает его. Тот же пример с мусором под партой ученика.

Третье отличие – это созидательный характер санкции: они касаются только конкретного поступка и никогда личности ребенка. Они должны быть без оценки характера ребенка и без эмоций. Необходимо дать ему понять, что намного проще и легче исправить, то, что он сделал, чем обманывать, заставлять подозревать в проступке других и испытывать чувство вины. Безусловно, признать свою ошибку очень трудно: за этим кроется опасение возбудить к себе неприязнь, стать объектом для наказания, выслушивать мораль и нарекания, принять на себя чувство вины. Но если ребенок привыкнет, что за содеянное последует справедливое взыскание, он не будет бояться признавать свои ошибки и промахи. Если взять за основу, что разрушенное должно быть восстановлено самим разрушителем, не зависимо от его умысла, мотивации, эмоциях и других факторах, это вполне доступная даже для детского понимания форма справедливости.

Ребенок должен уяснить: если он нарушил с кем-то отношения, на нем лежит обязанность помириться, восстановить контакт, найти общий язык, извиниться. Если он что-то намеренно разрушил, испачкал, сломал, следует найти способ к устранению поломок или порчи (починить самому, или с помощью старших, стереть рисунок, замыть надпись и т. д.). Только так достигается развитие гармоничных отношений в обществе и коммуникабельность.

Следует запомнить, что выбор поведения нашими детьми зачастую зависит от нас самих, от того, как мы поведем себя, если ребенок издевается над домашними животными, грубит, врет, дерется, приносит двойку, сквернословит, портит и ломает вещи, насколько наше наказание не будет оскорбительным для него.

Для этого следует:

  • говорить только о конкретно совершенных событиях, а не о личности ребенка, например, не ты «тупица» в математике, а давай разберемся, почему ты получил двойку, не у меня растет хулиган и шпана, садист, а почему ты сегодня подрался, зачем бросал камни в кошку и т. д.;
  • советоваться с ребенком по поводу необходимых санкций, например, как ты думаешь, что с этим можно сделать, или как это исправить;
  • быть очень терпимым и если ребенок исправляет вашу санкцию, подбодрить его: «У тебя замечательно получается» или « Молодец, так быстро все исправляешь».

Материал подготовила Гильмутдинова Е.Н., педагог-психолог.

Новости

Развитие креативности у подростков

Всего просмотров: 894 Развитие креативности у подростков  5/5 Креативность (от лат. — созидание) — это способность человека порождать необычные идеи, оригинальные решения, отклоняться от

Подробнее>>
психолог

ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВАНДАЛИЗМА

Всего просмотров: 533 ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВАНДАЛИЗМА  5/5 Вандализм – одна из форм разрушительного поведения человека, приводящая к гибели культурных и иных ценностей.

Подробнее>>

Нужна консультация? Звоните по нашему номеру: 2-26-38. Творчество детей - будущее России!

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества». МБУ ДО ЦДТ.  52878, Кемеровская область, г. Междуреченск, ул. Лазо, 42

Отделы

Родителям

Методкабинет

Участвуй!