Готовьтесь, скоро «Шор Черим»!
Готовьтесь, скоро «Шор Черим»! Что нужно знать об обряде «Благопожелание»? Суть его — в подвязывании лент (чаламов) традиционных цветов — синий, зеленый, белый. Участникам и
КУЗНЕЦКАЯ ЗЕМЛЯ
Пришедшие в начале XVII столетия на юг Западной Сибири посланные русским царем казаки были так поражены развитием кузнечного дела у местного населения, что назвали этот край Кузнецкой Землей, а ее коренных обитателей – кузнецкими татарами. Сами же эти потомки самодийских и угорских племен, смешавшихся с переселившимися в VI — X веках в бассейн среднего течения реки Томь и ее притоков Кондома и Мрас-Су тюркоязычными народами, именовали себя по-разному: по названиям родов (Карга, Кый, Кобый и др.), волостей и управ (Таяш-чоны — Таяшский народ), рек (Мрас-кижи — мрасские люди, Кондум-чоны — кондомский народ), а за пределами территории проживания — чыш-кижи (люди тайги). Ближайшие соседи – алтайцы и хакасы — называли их по имени рода Шор. Впервые этноним «шорцы», официально признанный лишь в XX столетии, был введен в научный оборот известным востоковедом академиком Василием Васильевичем Радловым («Древние аборигены России», СПб.-М., 1884г.).
Среди шорцев выделяются северная этнографическая группа — лесостепная («абинская») и южная, или горно-таёжная («шорская»). Язык тоже имеет два диалекта: мрасский, распространённый по реке Мрас-Су и в верховьях Томи, и кондомский — на Кондоме и в низовьях реки Томь, но каждый из них распадается еще на ряд местных говоров. Литературный шорский язык сформировался на базе мрасского диалекта.
Шорцы жили общинами (сеоками), управлявшимися вполне демократично: старосту (паштыка) выбирали на родовом собрании, которое считалось высшим органом власти. Здесь же происходили и судебные разбирательства, во время которых в помощь паштыку выделялось шесть человек, чаще всего — многоопытных старцев. Свое решение судьи выносили на всеобщее обсуждение, они спрашивали соплеменников: «чарар ба?» (согласны ли?), если большинство говорило «чарар» (согласны), то приговор вступал в силу, если нет, дело рассматривалось снова. Все принятое на родовом собрании подлежало обязательному исполнению.
Традиционный, ежегодный фестиваль, который проходит в городском парке отдыха и культуры города Междуреченска.
На мероприятии у Вас будет возможность увидеть тонкости этнотуризма, через событие познакомится с уникальной культурой коренного малочисленного народа – шорцев.
В основе фестиваля лежит шорский обряд «Благопожелание», суть которого состоит в повязывании лент, «чаламов», традиционных цветов (синий, зеленый, белый). В течение всего фестиваля участникам и гостям предоставляется возможность повязать ленту на священное для шорского народа дерево – березу, при этом пожелав благополучия для окружающих, близких родственников и себя.
Следите за новостями!
И присоединяйтесь.
Готовьтесь, скоро «Шор Черим»! Что нужно знать об обряде «Благопожелание»? Суть его — в подвязывании лент (чаламов) традиционных цветов — синий, зеленый, белый. Участникам и
Томь и Мрассу Представляем Вашему вниманию самые интересные и познавательные легенды! Томь и МрассуТри реки, сливаясь, образуют Мрассу.С горы Очагаш течет Соль-Мрассу. С отрогов горы
Язычество Традиционный, ежегодный фестиваль, который проходит городском парке отдыха и культуры города Междуреченска. На мероприятии у Вас будет возможность увидеть тонкости этнотуризма, через событие познакомится